Menu

+7 (495) 646 66 59

Заказать

Подходы и методы к оценке бизнеса

Для определения рыночной стоимости собственного капитала действующего предприятия в оценке применяются три подхода, каждый из которых содержит в себе ряд методов:

Затратный (имущественный) подход:

  • метод чистых активов;
  • метод ликвидационной стоимости.
 

 

Доходный подход:

  • метод дисконтированных денежных потоков;
  • метод капитализации дохода.

Сравнительный подход:

  • метод сделок, или метод продаж;
  • метод рынка капитала;
  • метод отраслевых коэффициентов.

При проведении оценки оценщик обязан использовать вышеуказанные подходы, или обосновать отказ от использования какого-либо из подходов. Выбор конкретных методов оценки в рамках используемых подходов основывается на рассмотрении множества факторов и осуществляется оценщиком самостоятельно.

Затратный (имущественный) подход

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость ряда активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменения конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует их рыночной стоимости.

Затратный подход реализуется с помощью двух основных методов:

  • метод стоимости чистых активов (метод накопления активов);
  • метод оценки ликвидационной стоимости предприятия.

По методу чистых активов стоимость бизнеса равна разнице между обоснованной рыночной стоимостью активов предприятия и текущей стоимостью всех его обязательств.

Метод ликвидационной стоимости заключается в определении скорректированной стоимости всех активов баланса за вычетом величины всех обязательств предприятия, суммы затрат, связанных с его ликвидацией, а также скидки на срочность (в случае срочной ликвидации).

Доходный подход

Доходный подход основывается на принципе, по которому текущая рыночная стоимость объекта есть текущая стоимость чистых будущих доходов, ассоциированных с объектом оценки. Данный подход позволяет сопоставить текущие затраты инвестора с будущими доходами с учетом времени и факторов риска, характерных для оцениваемого объекта.

В рамках доходного подхода выделяются методы:

  • дисконтированных денежных потоков (ДДП);
  • капитализации дохода.

Методы дисконтированных денежных потоков и капитализации дохода состоят в том, что доходы, которые предприятие получит в будущем, переводятся путем расчетов в текущую стоимость предприятия на дату определения стоимости.

Метод дисконтированных денежных потоков предполагает составление прогноза развития бизнеса на перспективу до момента, когда предполагается стабилизация темпов развития либо ликвидация бизнеса. Этот метод применяется, когда у предприятия в ближайшие годы ожидается значительное изменение величин прибыли и денежного потока из-за освоения новых производств, привлечения дополнительных инвестиций, технической модернизации, всплеска спроса на продукцию, изменения условий функционирования и других причин.

Метод капитализации дохода используется, когда не ожидается резких изменений величин денежного потока предприятия в ближайшее время, ожидаемые темпы роста стабильны, умеренны и предсказуемы, доход предприятия - положительная величина. В качестве дохода может использоваться либо прибыль, либо чистый денежный поток. Выбор зависит от того, какой показатель (прибыль или чистый денежный поток) более точно определяет стоимость бизнеса в конкретной ситуации. В зарубежной и российской практике наиболее часто для капитализации используется показатель чистой прибыли.

Сравнительный (рыночный) подход

Сравнительный подход предполагает, что стоимость может быть выявлена с помощью анализа продаж сопоставимых объектов. Он основан на принципе замещения, т.е. предположении, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму большую, чем наименьшая цена, по которой может быть приобретен другой бизнес с эквивалентной полезностью. В рамках данного подхода Оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции), внося соответствующие корректировки с учетом различий компаний-аналогов с оцениваемым объектом.

В рамках сравнительного подхода различают три метода:

  • метод компаний-аналогов;
  • метод сделок;
  • метод отраслевых коэффициентов.

Метод сделок или метод продаж основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

Метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служат цены на акции компаний, фактически продававшиеся в составе многочисленных неконтрольных пакетов.

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании формул или ценовых показателей, используемых в отдельных отраслях. Эти коэффициенты рассчитываются специальными исследовательскими институтами на основе длительных статистических наблюдений за ценой продаж предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.

 
Услуги оценки бизнеса
Важная информация

Метки: Статьи по оценке бизнеса

Задайте свой вопрос и получите квалифицированный ответ!

Пожалуйста введи своё имя, телефон и нажмите кнопку "связаться". Мы позвоним вам в течение часа.

Powered by ChronoForms - ChronoEngine.com